Гаджеты и обед: можно ли ребенку есть за планшетом? Мнение нашего диетолога

Сцена, знакомая миллионам родителей: чтобы ребенок поел, перед ним ставят планшет с мультиками. Казалось бы, все довольны — тишина и тарелка пуста. Но наша команда, и особенно диетолог, смотрит на эту ситуацию с большой тревогой. Разбираемся, почему привычка есть под гаджеты — это не просто вопрос этикета, а реальный риск для здоровья пищеварительной системы и формирования привычек.

Что происходит с организмом, когда мозг отвлечен?

Наш диетолог объясняет: процесс пищеварения начинается не в желудке, а в голове.
«Зрение и обоняние посылают сигнал мозгу: «Скоро поступление пищи!». Мозг запускает каскад реакций: выделяется слюна, содержащая необходимые ферменты, начинает вырабатываться желудочный сок. Это подготовительный, крайне важный этап. Если ребенок увлечен экраном, этот этап пропускается. Пища попадает в неподготовленный желудочно-кишечный тракт, словно незваный гость».
— Анна, диетолог Foodstep

Какие последствия это имеет?

  • Ухудшение переваривания.
    «Сухая» пища без достаточного количества слюны хуже переваривается, может вызывать тяжесть и дискомфорт.
  • Неконтролируемое потребление.
    Сосредоточенный на видео, ребенок не чувствует сигналов насыщения. Он ест машинально, что ведет к перееданию и растягиванию желудка.
  • Формирование неверной ассоциации.
    Еда перестает быть самостоятельным процессом, требующим внимания. Она становится фоном, что в будущем грозит расстройствами пищевого поведения.
Психология vs физиология: что мы теряем?
Еда — это не только топливо. Для ребенка это еще и:
  • Момент общения с семьей.
    За столом обсуждают дела, строят планы, делятся новостями. Гаджет крадет это ценное время.
  • Знакомство с едой.
    Чтобы полюбить брокколи, нужно ее увидеть, понюхать, прочувствовать текстуру. На экране — только цветные пятна.
  • Тренировка осознанности.
    Умение прислушиваться к своим ощущениям голода и сытости — ключевой навык для здоровья на всю жизнь. Гаджет его полностью блокирует.

Что делать? 5 практических шагов от нашего диетолога

Запретить — не решение. Нужно создать новую, позитивную привычку. Наш диетолог рекомендует действовать мягко, но последовательно.
  • Личный пример — прежде всего.
    Нельзя требовать от ребенка отложить телефон, если родитель сам сидит в нем за обедом. Договоритесь о «зоне, свободной от гаджетов» для всех членов семьи.
  • Создайте приятный ритуал.
    Красиво накрытый стол, короткая беседа перед едой («Что сегодня вкусного?»), совместное произнесение простых слов («Приятного аппетита!») — это сигналы для мозга: «Сейчас будем есть».
  • Предложите альтернативу.
    Если ребенок очень привык, начните с малого. Первые 5 минут обеда — без гаджетов, сосредотачиваемся на еде. Потом, если очень хочется, можно включить спокойную фоновую музыку, но не видео.
  • Вовлекайте в процесс.
    Пусть ребенок поможет накрыть на стол, выберет себе цветную салфетку, положит ложку. Это переключит его фокус.
  • Обсуждайте еду.
    Спросите, что ему нравится в супе, какой кусочек котлеты самый аппетитный. Это развивает вкус и возвращает внимание к тарелке.
«Начните с одного приема пищи в день — например, с ужина. Не ждите мгновенного результата. На формирование новой привычки нужно время. Ваша настойчивость и спокойствие — главные помощники».
— Анна, диетолог Foodstep

Баланс вместо войны

Технологии — часть нашей жизни, и полностью оградить от них ребенка невозможно. Но в вопросах питания важно помнить: еда должна оставаться едой. Это базовый физиологический процесс, от качества которого зависит здоровье, энергия и развитие.
Наша задача как взрослых — не просто накормить, а научить питаться осознанно. Именно этот принцип лежит в основе нашего подхода к организации питания в детских садах и школах. Мы создаем среду, где прием пищи — это важное, приятное и социальное событие дня, а не технический перерыв на заправку.
Оставьте заявку — и мы расскажем, как организовать качественное и вкусное питание для вашего учреждения
Оставляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности